Томас Манн (Thomas Mann, 6 июня 1875—12 августа 1955)

Краткая биография - Biographical Summary

Содержание

Введение *

Юные годы *

Счастливый брак при скрытом гомосексуализме *

"Смерть в Венеции" *

Разногласия с братом Генрихом и Нобелевская премия *

Бегство от преследования и антифашизм *

Бессилие старости перед очарованием юности *

Введение

Выдающийся немецкий писатель, романист, эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1929 год и один из наиболее ярких и влиятельных европейских писателей XX века, Томас Манн рассматривал себя и рассматривался другими как ведущий поборник германских ценностей и главный представитель немецкой культуры с 1900 года вплоть до его смерти в 1955 году. Являясь стойким противником национал-социализма (нацизма) и режима немецкого диктатора Адольфа Гитлера, он стал хранителем жизненности этих ценностей и этой культуры в один из наиболее темных периодов истории Германии. Бесчисленное множество людей со всего мира читало переведённые на многие языки романы и рассказы Манна, наслаждаясь ими, изучая их и восхищаясь ими. А его повесть "Смерть в Венеции" признана лучшим произведением литературы XX столетия, среди тех, которые посвящены теме однополой любви.

К содержанию И

Юные годы

Томас Манн родился 6 июня 1875 года, 4 года спустя после появления на свет своего старшего брата Генриха, в знатной и богатой купеческой семье в порту Любек, важном центре торговли на Северном море. В этом старинном, тихом немецком городе не сразу стали ощутимыми грядущие перемены, связанные с золотым дождем контрибуций из Франции, результата проигранной ею войны. Позднее именно он вызвал в Германии деловую лихорадку, спешное учредительство всяких предприятий и акционерных обществ.

Семья, в которой вырос будущий знаменитый писатель, всеми своими привычками, укладом, идеалами принадлежала предшествующей эпохе. Она тщетно силилась сохранить традиции купеческого патрицианского рода, культивировала обычаи "вольного города", каким столетиями был и продолжал считаться в конце XIX века Любек.

Юный Томас, впрочем, в большей степени интересовался поэзией и музыкой, чем семейным предприятием или занятиями в школе.

После смерти отца в 1891 г., оставшаяся в наследство торговая контора была продана и семейство переехало жить в Мюнхен.В цикле рассказов ''Детство'' старшим братом Генрихом Манном была создана картина жизни родного дома и родного города. В них сквозь идиллические описания жизни почитаемой согражданами богатой семьи проступает ощущение грядущего неблагополучия, неизбежных грозных перемен. Особенно примечателен рассказ писателя о смерти отца, члена городского сената, весьма важного лица в Любеке: ''Мне, двадцатилетнему юноше, предстояло самостоятельно заменить его во всех делах. Внизу, на улице, собрались горожане, а с ними мой добрый седобородый учитель. Я, ничего не подозревая, сбегаю вниз, ожидая обычной теплой встречи. Но что это? Мой учитель отворачивается (...) Так поступали потом и другие... Так бывает, когда приходится расплачиваться за успех. Одна из набегающих волн успеха откатывается назад, и все отворачиваются от того, кто только что был в центре внимания, отворачиваются тем грубее, чем больше распинались перед ним''.

Томас, работая в страховом агентстве, а потом учась в университете, обратился к журналистике и вольнонаемному писательству. Именно в Мюнхене Томас начал свою карьеру литератора самым серьезным образом, достигнув настолько приличного успеха рядом рассказов, что его издатель предложил ему попытаться создать более крупное произведение.

Дом Маннов и упадок в точности такой же, как его, семьи за три поколения можно хорошо представить себе по роману "Будденброки" (Buddenbrooks, 1901, англ. пер. 1924), первой значительной работы Манна. Во многом автобиографическая, эта замечательная семейная хроника, созданная Манном в юношеские годы, была принята с таким единодушным одобрением, что некоторые критики по-прежнему считают роман наилучшей работой писателя. В конце концов, книга оказывается в числе пользующихся наибольшим спросом, принося её автору славу и известность, хотя Томасу было еще только 26 лет. Успех произведения позволил Манну жить безбедно и посвятить себя писательскому ремеслу на всю оставшуюся жизнь.

Оба брата — Томас и Генрих Манны — рано решили посвятить себя литературе. Первые шаги на этом поприще они совершили в полном согласии и поддерживая друг друга. Вскоре их пути разошлись. Далеко и надолго. Причиной отчасти была, вероятно, слава, выпавшая на долю младшего, едва он опубликовал "Будденброков". Она далеко превзошла известность старшего и могла вызвать в нем чувство понятной ревности. Но для взаимного охлаждения были более глубокие причины — различия в представлениях о том, чем должен и чем не должен заниматься писатель. Генрих и Томас сблизились вновь спустя десятилетия. Их объединила общая гуманистическая позиция и ненависть к фашизму.История сложных отношений братьев Манн, которая выходит за внутрисемейные пределы и имеет значение для истории современной немецкой литературы, превосходно прослежена в книге С.Апта ''Томас Манн'' (М., 1972).

Томасом Манном планировался, но был отложен ряд других крупных работ, и не было опубликовано после этого почти ничего, кроме рассказов, среди которых отмечают "Тристана" (Tristan) и "Тонио Крёгера" (Tonio Kroger оба в 1903). Только один роман, обычно не включаемый в свод его основных произведений, появился позднее: "Королевское Высочество" (Konigliche Hoheit, 1909). Ранние романы и рассказы Манна раскрывают его увлеченность вопросом взаимоотношения между мещанской жизнью и чувственностью современного искусства, его поглощенность темой смерти и философское влияние на него Вагнера и Шопенгауэра.

К содержанию И

Счастливый брак при скрытом гомосексуализме

Несмотря на то, что Манн был женат с 1905 года и стал отцом шестерых детей, его эротические фантазии главным образом были направлены на мужчин.

Первой безответной любовью 14-летнего Томаса был его любекский одноклассник, голубоглазый блондин Арним Мартенс. "...Его я любил -- он был в самом деле моей первой любовью, и более нежной, более блажено-мучительной любви мне никогда больше не выпадало на долю. Такое не забывается, даже если с тех пор пройдет 70 содержательных лет. Пусть это прозвучит смешно, но память об этой страсти невинности я храню как сокровище. Вполне понятно, что он не знал, что ему делать с моей увлеченностью, в которой я как-то в один "великий" день признался ему... Так эта увлеченность и умерла... Но я поставил ему памятник в "Тонио Крёгере".

В 1891 году, когда Манн учился в Англии, он влюбился в сына своего учителя, рыжеволосого Вильри; чтобы увидеть его, он даже ходил на ненавистные уроки физкультуры. Эта влюбленность также осталась платонической.

В 1899-1904 гг. Манн пережил свой первый и единственный "взрослый" мужской роман с художником Паулем Эренбергом, который был на год моложе писателя. Томас был безумно счастлив, он не ждал от судьбы такого подарка. "Речь идёт не о любовном приключении, во всяком случае не о любовном приключении в обычном смысле, а о дружбе, о — диво дивное! — понятной, не безответной, вознагражденной дружбе... Граутхоф утверждает даже, что просто-напросто влюблен, как старшеклассник..." Но отношения с Эренбергом были сложными. Помимо разницы характеров, Манн не мог принять однополую любовь за единственно для себя возможную. Он хотел иметь семью, детей, нормальную жизнь. После женитьбы в 1905 г. на Кате Принсгейм отношения с Эренбергом прекратились.

В человеческом отношении брак Манна был счастливым: писатель глубоко уважал и любил свою красавицу жену и честно выполнял свои супружеские обязанности. "Что касается лично меня, то мой интерес в какой-то мере делится между двумя... принципами, принципом семьи и принципом мужских союзов. Я по инстинкту и убеждению сын семьи и отец семейства... Но если речь идёт об эротике, о небюргерской, духовно-чувственной авантюре, то дело представляется немного иначе".

Томас Манн, счастливо женатый мужчина и отец шестерых детей, считался сексуально благонадежным и в высшей степени организованным человеком. Его интерес к однополой любви казался чисто интеллектуальным. Но когда была опубликована его огромная переписка и дневники, большую часть которых писатель сжёг, оказалось, что эта заинтересованность была также глубоко личной.

К содержанию И

"Смерть в Венеции"

Когда он начал писать свою самую знаменитую повесть (или новеллу), "Смерть в Венеции" (Der Tod in Venedig), у него были нелады со здоровьем, да и творческий рост замедлился. Убежденный в том, что необходимо отличиться новым произведением, которое станет привлекательным для тогдашних вкусов, он вложил всё своё мастерство в "Смерть в Венеции", и обстоятельства как нельзя кстати сыграли на руку гению. В 1911 г., отдыхая с женой в Венеции, 35-летний писатель был очарован красотой польского мальчика барона Владислава Моеса (Wіadysіaw Moes). Манн ни разу не заговорил с мальчиком, но описал его под именем Тадзио в повести "Смерть в Венеции".

Манн уже замышлял рассказ о неприличном любовном похождении пожилого писателя, намериваясь в качестве темы использовать имевшую место в реальной жизни увлеченность 80-летнего Гёте подростком. Но собственные яркие переживания в пору пребывания на отдыхе на Бриони и в Венеции в мае и июне 1911 года направили его мысли в другое русло и произвели шедевр, которым мы сейчас обладаем. До боли автобиографическая "Смерть в Венеции" объединяет традиционную тематическую связку "любовь-смерть" (Новалис, Вагнер)Как-то автоматически предполагается, что мотив "смерти в Венеции" введен в европейскую литературу Томасом Манном. Между тем знаменитая одноименная новелла написана в период особенно глубокого увлечения Манна "святой русской литературой", и невозможно представить себе, чтобы такой чуткий читатель, как Манн, не уловил у своего любимого Достоевского этой сложной апокалиптической символики: гибнущая Венеция как самое прекрасное создание гибнущей европейской цивилизации, куда стремится движимый волей к смерти художник. "Я хочу в Европу съездить, Алеша, - говорит брату Иван Карамазов, - отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище, но на самое, на самое дорогое кладбище, вот что!" (Несколько десятков страниц спустя мы узнаем из слов Карамазова-отца, что "самое дорогое кладбище" для Ивана не Европа вообще, а Венеция: "Куда ты теперь, в Венецию? Не развалится твоя Венеция в два-то дня"). Есть и другие, немногочисленные, но влиятельные тексты XIX века с тем же "преддекадентским" мотивом. В Венецию привозит Елена умирающего Инсарова (Тургенев, "Накануне"). (Лев Лосев. Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского.//"Иностранная литература" №5, 1996.) с собственными размышлениями Манна о жизни творческих личностей, которых он периодически изображал как людей психологически разрывающихся между мещанской и богемской сущностями, обреченных собственной природой на разложение, которое проявляется как физическое недомогание.

Когда десять лет спустя барон Моес, в отрочестве ставший прообразом мальчика, прочитал повесть, он удивился, как точно автор новеллы описал его летний полотняный костюм. Пан Владислав хорошо запомнил "старого господина", который смотрел на него, куда бы он ни пошел, а также его напряженный взгляд, когда они поднимались в лифте: мальчик даже сказал своей гувернантке, что он нравится этому господину.

Данная повесть была написана между июлем 1911 и июлем 1912 гг., и была впервые опубликована в двух выпусках берлинского журнала "Новое обозрение" (Die Neue Rundschau), печатного органа С. Фишера (издателя Манна): за октябрь и ноябрь 1912 (том. 23, №№ 10 и 11). Позднее в 1912 году она была напечатана небольшим тиражом в дорогом оформлении издательством Hans von Weber's Hyperionverlag в Мюнхене. Ее первая широко продаваемая публикация в книжном формате была сделана тем же С. Фишером в Берлине в 1913 году.

Первый английский перевод "Смерти в Венеции" (Death in Venice) — Кеннет Берк (1925), позднее Х. Т. Лоуи-Портер (1930), Эрих Дж. Хеллер (1970), Дэвид Люк (1988), Клейтон Кёлб (1993), Стэнли Аппельбаум (1995).

К содержанию И

Разногласия с братом Генрихом и Нобелевская премия

Во время первой мировой войны, Манн стал выразителем шовинистических чувств в весьма изощренной манере, в своих эссе о Фридрихе Великом, восхищаясь напором, самопожертвованием и судьбоносностью прусского короля и представляя эту войну как борьбу между немецкой культурой и западной цивилизацией. Впоследствии Манн подвергся нападкам за предательство дела германского национализма после мужественного отстаивания Веймарской демократии в эссе Von Deutscher Republik (1923) и других сочинениях и речах. Ясную и понятную для современников полемику с Томасом Манном содержал опубликованный в 1915 году братом Генрихом очерк "Золя". В ответ на то, что младший брат в годы первой мировой войны дал одурманить себя шовинистическими идеями, выраженными в апологетическом эссе о Фридрихе II, Генрих Манн в своем очерке прославляет французского писателя-гуманиста. Томас же прославляет прусского короля. Любопытная контроверза! Мотив идейного спора с самым близким человеком, с которым связывают воспоминания об отчем доме, об общем очаге, о детской дружбе, о материнских уроках — один из важнейших в дилогии Генриха Манна "Молодые и зрелые годы короля Генриха IV". Отношения короля Генриха и его сестры — своеобразная парафраза отношений братьев Манн. Нотации, которые читает сестра Генриху с позиций узко понятых традиций и догм, заставляют вспомнить нотации, которые старшему из Маннов в косвенной форме приходилось порой выслушивать от младшего.

Оставаясь консервативным пессимистом, верящим, тем не менее, в прогресс, Томас Манн пишет второй полномасштабный роман "Волшебная гора" (Der Zauberberg, 1924, англ. пер. 1927), который представляет собой грандиозную панораму упадка европейской цивилизации. С изданием этого романа Манн утверждается в положении ведущего писателя Веймарской Германии.

Двойственное отношение к однополой любви, которой он любуется и которую одновременно осуждает, сквозит во многих произведениях Томаса Манна. Не исключение из этого и данный роман. Главный герой "Волшебной горы" молодой инженер Ганс Касторп преодолевает наваждение своей подростковой — все те же 14 лет! — влюбленности в одноклассника в осуществленной любви к похожей на этого мальчика женщине.

Между тем, летом 1927 г. 52-летний писатель влюбился в 17-летнего Клауса Хойзера, сына своего друга, дюссельдорфского профессора-искусствоведа. Мальчик ответил взаимностью и некоторое время гостил у Маннов в Мюнхене. Несколько лет спустя читаем в дневнике писателя: "Это была моя последняя и самая счастливая страсть". А 20 февраля 1942 г. писатель снова возвращается в дневнике к этим воспоминаниям: "Ну да — и я любил и был любимым. Черные глаза, пролитые ради меня слезы, любимые губы, которые я целовал, — всё это было, и умирая, я смогу сказать себе: я тоже пережил это".

В 1929 году Томас Манн получил Нобелевскую премию по литературе в первую очередь за его монументальное юношеское произведение роман "Будденброки".

К содержанию И

Бегство от преследования и антифашизм

Впервые антифашистские убеждения Томаса Манна нашли выражение в произведении "Марио и волшебник" (Mario and the Magician, англ. пер. 1930), рассказывающем об Италии времен Муссолини, где показываются опасности харизматической концепции политического руководства и бессилие народа в руках усыпляющего волю демагога.

С наступлением нацистского режима Томас Манн вместе с остальными членами своей семьи эмигрирует в Швейцарию перед лицом угрозы гоненийСледует упомянуть, что жена Томаса Манна была из зажиточной еврейской семьи. А такие тонко чувствующие люди, как Манн, предвидели гонения на евреев, назревавшие в то время с приходом Гитлера к власти. В связи с этим примечателен тот факт, что, будучи в Лондоне, дочь Манна заключила фиктивный брак с молодым английским поэтом Уистаном Оденом (Wystan H. Auden), знакомым с преследованиями не по наслышке, поскольку он сам был гомосексуалом и считал, что в этом есть предназначение таких, как он: "А для чего же еще нужны п...ы, как не для этого!" от фашистов, пришедших к власти. Большая группа немецких писателей — среди них и его брат Генрих, эмигрировала во Францию.

В 1936 году писателя в официальном порядке лишили германского гражданства и в том же году на заседании сената Академии наук в Бонне с него сняли звание почетного доктора и члена Академии так же, как и с Генриха Манна. Нацисты избегали всякого упоминания этого имени, пытаясь стереть память о нем из сознания немецкого народа. В свою очередь Томас Манн принял активное участие в антифашистской борьбе, обличая "ужасающую изощрённость университетского образования Германии" в потворстве "тем идеям, которые разрушают Германию в моральном, культурном и финансовом аспектах". Немаловажно то обстоятельство, что в Ассоциацию писателей, созданную на Международном конгрессе в защиту мира и культуры (Париж, 1935), вошли оба брата, таким образом перечеркнув свою былую размолвку.

Понятным ввиду грозящей оккупации Франции становится решение Манна с семьёй перебраться в Соединенные Штаты Америки в 1938 году. Сначала он поселяется в Принстоне, в штате Нью-Джерси, где он преподает некоторое время в Принстонском университете, а затем переезжает в Пасифик-Палисэйдс, в Калифорнию. В Америке Манн сочиняет ряд антифашистских очерков, в число которых входит эссе "Грядущая победа демократии" (The Coming Victory of Democracy, 1938). Находясь в изгнании в Швейцарии и США, он завершает свой монументальный четырехтомный роман "Иосиф и его братья" (Joseph und seine Bruder, 1933-1944), трогательная дань уважения евреям в их самое мрачное историческое время, в которой изображается свобода личности, борющейся против продажной тирании.

Последнее столкновение Манна с миропорядком Гитлера, смесью гения и безумия в немецкой "душе" и ужасов рухнувшей цивилизации, произошло в его последнем большом романе "Доктор Фаустус" (Dr Faustus, 1947, англ. пер. 1950). Осмысливая в нем уроки германского фашизма, Манн опять обращается к природе гомоэротического желания, персонализированного похожим на Пауля Эренберга Руди Швердтфегером, и снова видит в нем деструктивное начало, подрывающее стабильность общества.

К содержанию И

Бессилие старости перед очарованием юности

Как и 80-летнего Гёте, испытавшего страсть к 17-летней Ульрике фон Леверцов, 75-летнего Манна по-прежнему волнует юношеское тело: "Боже мой, как привлекательны молодые люди: их лица, даже если они наполовину красивы, их руки, их ноги" (дневник, 18 июля 1950 г.). В курортном парке он любуется силой и грацией молодого аргентинского теннисиста. Но очарование юности лишь подчеркивает бессилие старости. "Я близок к тому, чтобы пожелать смерти, потому что не могу больше выносить страсть к "божественному мальчику" (я не имею в виду конкретно этого мальчика)" (6 августа 1950 г.).

Последней страстью 75-летнего писателя был 19-летний баварский кёльнер Франц Вестермайер. "Постоянно думаю о нем и стараюсь найти повод для встречи, хотя это может вызвать скандал" (8 июля 1950 г.). "Засыпаю, думая о любимом, и просыпаюсь с мыслью о нём. "Мы всё ещё болеем любовью". Даже в 75. Ещё раз, ещё раз!" (12 июля 1950 г.). "Как замечательно было бы спать с ним..." (10 июля 1950 г.). Этой мечте Томаса Манна не суждено сбыться, но он превратит кёльнера Франца в лукавого авантюриста Феликса Круля.

Не в силах ни побороть, ни принять свои гомоэротические желания, Манн говорит намеками и загадками. "Хорошо, конечно, что мир знает только прекрасное произведение, но не его истоки, не то, как оно возникло; ибо знание истоков, вспоивших вдохновение художника, нередко могло бы смутить людей, напугать их и тем самым уничтожить воздействие прекрасного произведения".

В 1952 году писатель переехал обратно в Швейцарию, напуганный атмосферой политических репрессий, инициированных в США крестовым походом сенатора Джозефа Р. Макарти против коммунизма при воинствующей гомофобии. Томас Манн остался жить в Швейцарии до самой смерти и, прожив целый год в Цюрихе, скончался 12 августа 1955 г.

К содержанию И

<К главной странице>

Hosted by uCoz